Трансформация современных медиа продолжается под влиянием новых технологий и меняющихся запросов читательской аудитории. Одновременно развивается сотрудничество редакторов, веб-дизайнеров и разработчиков программного обеспечения. При этом определенные виды контента приобретают большую ценность по сравнению с другими.

Слайд из презентации А.Ю.Човгана, президента Медиа Корпорации RIA, на IV Всеукраинском газетном конгрессе, ноябрь 2012 года
Читать, смотреть, осязать
«Самым важным фактором успеха всегда был и остается контент. Без превосходного контента не будет бизнес-модели, без отличных журналистов у нас не будет дохода». Это мнение Матиаса Допфнеса, возглавляющего издательскую корпорацию Axel Springer AG, похоже, ныне нуждается в уточнении или дополнении.
Как доказала жизнь, современные медиа – это не только контент, его формат и способ доставки. В XX веке это были газеты, журналы и почта, соответственно. А сегодня мы можем утверждать, что:
- на мобильный телефон люди хотят получать короткие, последние новости,
- в газетах – читать длинные тексты,
- в интернете – читать, смотреть, комментировать, распространять, хранить информацию.
А планшеты фактически становятся любимым пятничным собеседником для все большего количества людей, которые стремятся более глубоко вникнуть в тему, рассмотреть ее со всех сторон.
Новые тенденции горячо обсуждались во время Всеукраинского газетного конгресса, организованного Ассоциацией независимых региональных издателей Украины, который Sourcefabric Russia посетила в ноябре 2012 года. В частности, в презентации президента Медиа Корпорации RIA Александра Човгана были сформулированы базовые принципы, которые уже успешно помогают выбрать оптимальную форму сообщения информации и способ ее доставки читателям.
Что должны принимать во внимание медиа-профессионалы, создавая в своих ньюзрумах совершенно новый, специализированный и одновременно утилитарный информационный продукт?
Люди скорее не читают, а просматривают тексты, все предпочитая разглядывать картинки, слушать аудио-интервью или смотреть видео-сюжеты.
В связи с колоссальным развитием коммуникационных технологий людям легко быть информированными. Кроме этого, в развитых обществах потребители все больше понимают, что за качественный контент надо платить, как за товар класса «люкс».
В результате изменения редакционных моделей, как правило, предполагают и новое распределение ответственности и компетенций внутри ньюзрумов. Теперь редакторы просто не могут обойтись без специалистов в сфере графики, веб-дизайна, разработчиков программного обеспечения.
Новые вопросы – новые ответы
Раньше в газете для написания информационной заметки хватало ответов на классическое «Что/Кто? Где? Когда?». Если были вопросы типа «Почему?» и «Зачем?», то это уже была не новостная колонка, а статья на полосу, а то и на разворот. И независимо от качества контента, читатель платил за газеты или журнал установленную цену.
С появлением интернета и онлайн-платформ читатели стали получать информацию практически бесплатно, оплачивая фактически только доступ к интернету. С развитием интернета и появлением новых инновационных устройств получения информации потихоньку начала изменяться психология не только издателей, но и потребителей.
Пока наиболее успешной c коммерческой точки зрения считается модель издания The New York Times, которая все в больших объемах продает часть своего онлайн-контента. Пример, который, по мнению медиа-критиков, определяет тренд для онлайн-медиа - история про сноубордистов, попавших в снежную ловушку. Информация изложена так, что каждый читатель может определить для себя насколько глубоко он хочет погрузиться в тему: познакомиться с героями, услышать их голос, проследить маршрут, узнать побольше о местности и истории...
Определенное количество материалов доступно бесплатно на сайтах The Financial Times и российских «Ведомостей». Примеров много, но прогресс у каждого издания разный.
За что готов платить читатель?
Об этом дает представление классификация контента в зависимости от его уникальности и, соответственно, ценности.
На вершине популярности модная нынче сфера «журналистика данных». Действительно, контент этот уникален, поскольку журналист должен найти тему, открытую информацию о динамике связанных с ней событий или процессов, проанализировать данные и подготовить их к дальнейшей визуализации. Поскольку, как мы помним, новый читатель охотнее рассматривает картинки нежели читает.
На определенном этапе к журналисту подключаются технари, которые придают форму, упаковывают этот люкс-товар и бережно, не кантуя, обеспечивают доставку этой визуализированной истории на ваш компьютер, планшет, мобильный телефон, ридер и т.д.
Инфографика, уступая экспертным мнениям и комментариям, также входит в разряд потенциально привлекательной информации, за которую читатель может платить, получая при этом дополнительную ценность в виде удобного формата подачи информации в зависимости от типа медиа-платформы.
Плюс ко всему, в процессе приобретения новостью ценности, коллекция классических журналистских жанров расширяется в связи с появлением возможности у читателя тут же, не отходя от кассы, комментировать и обсуждать прочитанное/увиденное/услышанное.
Тут придется завершить ввиду неминуемого перехода к социальным медиа, без которых традиционные медиа уже и не представляются таковыми.
Мы размещаем, например, всегда свои записи в блогах на страничках Sourcefabric Russia в социальных сетях Facebook, ВКонтакте, и, разумеется, в Twitter, в своих аккаунтах. Мой - @SourceNataliia.

Об авторе
Nataliia Afanasieva